humanitarius (
humanitarius) wrote2012-03-21 11:54 am
![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
...и назван молодцом
Наткнулся случайно на беседу модных пикейных жилетов - такого, знаете, охранительно-прагматичного толка, - о позитивном влиянии нынешней власти на оборонно-промышленный комплекс. О том, как здорово, что растут расходы на ВПК: это ведь рабочие места, зарплата людям, стабильность, все дела
И далее:
то, о чем любой блогер давно осведомлен, господам пикейным жилетам - неведомо.
Странно, правда?
А легкие броневики у нас теперь будут IVECO. Тоже не знали? Да, с броневиками дело непростое, и пересядут наши с "Тигров" на "Рысей" по сложносочиненным причинам. Но факт остается фактом: пока горе-теоретики рассуждают, Господин Дракон все решил за них, и решил совсем по-другому
Так излагает суть беседы пикейных жилетов Худший из Лучших. Ссылку, понятно, не дает. Может быть, потому, что там речь в основном не о винтовках с броневиками, а о вещах более важных. И ни разу не о стабильности.
Сначала - об общеизвестном.
Прежде всего, надобно заметить, что у нас сейчах не конец 1980-х гг., когда СССР умел делать на современном или отновительно современном уровне любую военную технику, а если и не умел, то был способен приложиь усилия и в обозримые сроки родить серийное производство. Того советского военно-промышленного комплекса уже нет - его убило ельцинское десятилетие и последующая путинская инерция. Само выражение ВПК звучало как ругательство, а кое-для кого и сейчас звучит.
Даже самые умные с той стороны говорили: государство полицейское, военное, государство выросло из парадигмы — Россия тысячелетия строилась на войне и опасении агрессии. И вы хотите с интеллигенцией и либералами сейчас поменять галс? Не удастся. Ну а кроме того, были еще и специнтересы, которые я описал президенту на первом или в начале второго года его президентства. Дело даже не в личных, корыстных интересах — людей, в конце концов, можно было поменять. Это — военно-промышленный комплекс, нефтегазовый, агропромышленный комплекс, оборона, то есть армия, — вот эти четыре кластера производят процентов 30–40 ВВП, а занятых в них еще больше. И это — оплот тех сил. Слово «модернизация» воспринималось там как что-то ненавистное. Эти четыре блока являют собой автоматически (и не только в России) силы консерваторов. Плюс то, о чем говорили провидцы, — «ну, вы полицейское государство, созданное на антитезе, а не на прогрессе». Вот с этим мы начали конкурировать, бороться
Сама по себе мечта - необыкновенная дичь, но дело не в том.
Сейчас в России совершенно другие времена - конец второго революционного десятилетия. Высокотехнологичное военное производство рухнуло, в заводских корпусах - торговые площадки. Для нового запуска производства потребуются большие деньги и время, потому что новую технику взять неоткуда - ее еще разработать надо, а кадры конструкторов и производственников на 20 лет отправить в анабиоз не догадались.
Именно в этом (а также в типичнейшем для постреволюционной жизни бардаке) причина того, что "Булаву" только-только научили летать, офицеры весьма критично относятся к новым отечественным образцам, а солдаты простужаются в новой зимней форме.
И возникает дилемма. С одной стороны, чтобы научиться что-то делать, нужно делать и набивать шишки. С другой - очень накладно выходит приобретать задорого отечественные куштюки, если для реальной работы гораздо удобнее относительно доступные импортные аналоги. Но на аналогах всю жизнь не просидишь. Но этих аналогов много не надо. И т.д.
Наконец, не забудем, что сердюковское Министерство обороны в последние годы устроило промышленникам шоковую терапию и в принципе отказалось закупать недоведенную технику. Сейчас новый вице-премьер внес коррективы: закупать придется, потому что другой промышленности у нас нет.
А ведь еще есть конфликт военных и промышленности вокруг заявленных и реальных характеристик, цен на технику и вооружение, стоимости обслуживания и т.д. Есть коррупция, личные интересы, конкуренция различных отечественных производителей, которая еще в советское время носила антагонистический характер, а сейчас и вовсе приняла безобразные формы: достаточно посмотреть историю вертолетных сражений милевцев и камовцев или принюхаться к аромату тагильско-харьковской танковой войны
Все это вываливается в интернет заинтересованными сторонами - в нужном для них контексте и с нужными комментариями. Эти комментарии - и есть то. что "знает каждый блогер". И тут, разумеется, крутятся разные навальные от военно-промышленного увы-патриотизма. Но каждый блогер, разумеется, готов сделать широковещательные выводы.
Про винтовки и броневички.
Каждый может дать себе труд посмотреть, что именно закупается по ссылке, которую дал Худший из Лучших, а не ограничиваться фактом наличия этой ссылки.
Сейчас в России налажено производство снайперских винтовок на новой производственной площадке. Я не буду далеко ходить и сошлюсь на того же человека, на которого ссылается Худший из Лучших. Достаточно ли этой публикации для оптимистичного суждения? Нет, недостаточно. Равно как и сообщение о проблема при испытаниях, если таковое последует - тоже не основание для пессимизма.
Просто напомню. что танки в СССР производились с конца 1920-х гг. И проекты свои были - но в производство все равно пустили коммерческий образец фирмы Vickers и очень сырой бронеход Уолтера Кристи. Не потому, что сами в принципе не могли - сочли, что надежнее освоить импортный образец, чем возиться со своим с неопределенным результатом. Та же история была с авиационным двигателестроением: полностью отечественные двигатели для современной военной авиации появились только в 1950-х гг.
А что именно решил/решит Господин Дракон - мы не знаем. Потому что программа - не на шесть лет, а увы-патриоты его уже заранее списали, и впереди еще много странного предстоит